The10th. Северный Кавказ

текст 2017 года решила оставить без правок

Смирившись с мыслью, что новые приключения меня ждут лишь в следующем году, на почту поступило предложение отправиться на Северный Кавказ. Интересно, подумала я, что меня зовут туда в те же даты, в которые я была там в прошлом году. Но в 2016 все было иначе. После Непала я улетела в Ессентуки,  именно там я решила полететь на Бали на два месяца (ну а почему я не полетела, сдала билеты и заплатила адский штраф — это уже другая история) И вот опять — Минеральные воды, та самая площадь у аэропорта, знакомая дорога и такого же цвета поля вокруг.

В этот раз все было по-другому. Сразу с самолета нашу группу повезли в Пятигорск. Если говорить обо всем пресс-туре кратко — то вся поездка представляет с собой кратковременные посещения достопримечательностей, где-то вовсе проездом, где-то нам удается побыть больше времени. И то и другое нам удавалось, всех все устраивало. 600 километров в дороге, 25 километров пешком, бесконечное количество достопримечательностей, минимум сна и 13 человек в группе, все разные, каждый со своими интересами, предпочтениями и желаниями. Нам хотелось посмотреть много и у нас это получилось, поэтому вы и читаете этот пост.

Медовые водопады — одна из самых популярных достопримечательностей, поэтому там можно встретить всё: много туристов, лошадей, фотографию с которыми можно сделать за 100 рублей и вкусно пообедать (чуть дороже чем везде) с видом на палатки, построенные перед водопадом (ну ладно, его все равно немного видно)

После первого долгожданного перерыва на отдых и обед нас ждал длительный путь по бездорожью на плато Бермамыт, где по плану у нас были закатные съемки. Слова никогда не смогут передать все, что я чувствовала оказавшись там и впервые за 25 лет своей жизни я поняла значение фразы «ветер, сбивающий с ног». Когда я поняла, что на последнюю точку наша машина отправится еще не скоро, так как ее пассажиры предпочли остаться снимать на первой локации, я поняла, что у меня нет другого выбора, как пойти пешком. Ну я и пошла, ну как пошла — побежала, и благодаря ветру, который дул в спину, почва казалась еще мягче, бежать было легче, казалось что вот-вот взлечу. А возможно все дело в высоте, поднимаясь выше над уровнем моря у меня просыпается второе дыхание. Здесь на плато открывался вид с высоты 2500 метров. Думаю, что фотографии говорят сами за себя.

На следующее утро мы отправились на термальные источники в Аушигер купаться. Посмотрев фотографии с этого места в интернете мне, честно говоря, расхотелось туда ехать, но программа есть программа. Когда мы приехали на место я одна из первых побежала в раздевалку. В источнике было от силы человек 10! Секрет в дне недели, ведь мы приехали в полдень понедельника. Дольше чем 15-20 минут в источнике находится не рекомендуется, а после того, как кожа обсохла, переодевшись в обычную одежду я почувствовала, насколько мягкой стала кожа после купания. В очередной раз убедилась, что не стоит верить теории «зачем мне туда ехать, в интернете посмотрю», так как на деле все может оказаться совсем по-другому.

Мизур — место, которое хочется сравнить с Катманду, правда в Мизуре населения в разы меньше, большое количество пустующих зданий, вокруг горы, безумно красиво и немножко грустно. Пообедав там в аутентичной шахтерской столовой самый вкусный фасолевый суп (вкуснее готовит только моя мама) мы поехали дальше, в Цей.

Пожалуй, от поездок в Цей лучше воздержаться с середины октября до момента, пока там растает снег (примерно до мая). Мы же встряли, попали под сильный снегопад и в какой-то момент пришлось толкать машину, чтобы она не укатилась задними колесами в пропасть. Но было круто, и нам очень повезло, что нам попались профессиональные водители (https://www.instagram.com/djip_tyrizm/), которые смогли справиться с этой ситуацией. Герои бездорожья, словно знавшие каждую ямку, объезжали их, поэтому мне удавалось выспаться в дороге.

Если вам очень хочется отснять много красоты за один день, то вот готовый маршрут для вас: Святилище Реком, оттуда переезд в Верхний Фиагдон через горы Зинцар — Урсдон — Дагом. К селу Урсдон у меня особое отношение. Во первых — там очень красиво, во вторых — нам посчастливилось там познакомиться с местным долгожителем по имени Виктор (ему за 80). Крутой дядя, угощал нас яблоками и сливами со своих деревьев, растущих у дома. А набегавшись с самыми красивыми дворняжками на свете мы пили травяной чай, который собственноручно собрал один из водителей. Вместе с облаками, вот с таким видом.

Обязательно не поленитесь отправиться на рассветную съемку будучи в Ингушетии. Буквально в часе езды от Армхи (Горная Ингушетия) в сторону Цорей-лоамского перевала вас ждет вот такой прекрасный вид. До конца ехать не обязательно, по дороге будет красивая площадка с отличным видом на горы. Ну и не стоит забывать, что перед рассветом самое холодное время и нужно одеваться теплее, кого-то это предупреждение не спасло и замерзали руки и ноги. Идеальный комплект, чтобы не выглядеть капустой — термобелье, флиска, тонкая пуховая куртка и куртка (в идеале мембранная, на случай дождя, но я была в искусственной укороченной дубленке и ок), трекинговые носки и штаны (или хотя бы термобелье под обычные штаны) тоже будут не лишними.

После рассветных съемок мы отправились в Вовнушки. Дима (https://caucasus-explorer.com/) выдал мне трекинговые палки и сказал — иди наверх, там красивый вид открывается на башни. И он не ошибся. Мне было очень лениво, особенно с учетом того, что по дороге туда я спала. Но все равно пошла, плюс ко всему самым дебильным путем, на крутой подъем, когда чуть правее была удобнейшая тропинка. И так я во всем. Вид действительно открывался очень красивый, но идти на самый верх, как по мне, не обязательно. Где-то на середине уже все видно, а если вы как я довольствуетесь фокусным расстоянием от 16 до 70 (то есть не взяли с собой теле-объектив) то можете остановиться здесь. А внизу нас ждала открытая беседка у реки с чаем и едой, разогретой на горелке.

Пожалуй, это самые сильные воспоминания, о которых я могу не только рассказать, но и показать фотографии. Многое осталось за кадром, иногда просто не хотелось снимать, когда с головой уходишь в общение и когда просто хотелось отдохнуть от камеры и пожить глазами, а не через видоискатель. Мы успели познакомиться и поужинать в семье Ингушей, которые рассказывали нам особенности их народа, один факт меня конечно очень удивил:

• Когда дочь выходит замуж, она уходит жить в дом мужа, в то время как муж никогда не видит, не общается, не здоровается, короче говоря не знает родителей своей жены, видел только на фото, а если они окажутся в одном месте — уйдет. В знак уважения и, как мне сказали, стыда за то, что он живет с их дочерью.

По дороге в аэропорт я познакомилась с нашим водителем по имени Бакры. Он служил в Москве в мытищах и поделился со мной, что был влюблен в девушку, которая жила в районе, где всю жизнь прожила я.

Спасибо. Было круто!
Ну а самое крутое произошло потом и эта история длится до сих пор! А произошло следующее:
В Магасе я оставила свою любимую исландскую шапку, которую я купила в одну из поездок. Она не золотая, просто дорога мне как память, плюс ко всему выбиралась с любимым человеком, а еще она с красным помпоном. Шапку нашли, мне дали номер телефона человека, нашедшего его. Но она до сих пор не со мной. Сначала были «ой ну что вы за отправление платить не надо», потом отмазки что работы много, а потом человек вовсе исчез. Еще забавно то, что человека зовут Евгений, а я всегда называла его Дмитрий в переписке. После продолжительного игнора мне дали номер телефона администрации Магаса, где мне пообещали его из под земли достать, а в итоге достали жену того самого Дмитрия-Евгения, которая также продолжает кормить меня завтраками, на автостанцию дойти не может, на почту тоже. Но тут уже дело принципа. Я публикую этот пост про Кавказ и может быть уже на этой неделе шапка попадет человеку, который сможет мне ее отправить. Здорово, да? Кажется, почти все мои знакомые знают про эту историю и шутят про то, что мне нужно было идти в коллектор работать!

Также хочется приложить карту нашего маршрута, которую составил для нас Дима! Поэтому, если после прочтения вам захочется повторить наш маршрут, то карта вам очень поможет. Да, мы сделали это за 4 полных дня! Удачи.